Уважаемые гости, дамы и господа!
Я очень рад видеть Вас здесь сегодня на третьей международной конференции по борьбе с Исламофобией, под названием «Исламофобия: разоблачение предвзятости и разрушение стигм».
Это мероприятие, как и в предыдущие годы, организовано совместно Центром Анализа Международных Отношений (ЦАМО) и Бакинским Международным Центром Мультикультурализма, а также несколькими другими международными партнерами. Я очень рад видеть растущее количество организаторов. Я хотел бы поблагодарить всех партнеров, но и конечно же, всех участников, которые с нами сегодня, чтобы поделиться своим ценным вкладом.
Поскольку 2025 год станет поворотным моментом, существует настоятельная необходимость в международных действиях по противодействию как государственным, так и общественным формам дискриминации против Мусульманских общин, включая и преступления на почве ненависти и разрушение объектов мусульманского наследия.
Более того, мы видим растущее количество инцидентов, связанных с Исламофобией и, что еще более тревожно, государственные действия против мусульманских общин. По всей Европе, подъем крайне правых политических сил привел к мерам, ограничивающим исламское самовыражение, часто оформленным под предлогом содействия «ассимиляции» или «интеграции». Популистская риторика, которая стигматизирует Мусульман и приравнивает их религиозную идеологию к экстремизму все чаще влияет на Национальные дискурсы. В Южной Азии, рост подстрекательской риторики и преступлений на почве ненависти указывают на тревожную тенденцию санкционированного государством антимусульманского национализма, оправдываемого нарративами культурного единообразия.
Следовательно, Исламофобия представляет серьезную угрозу глобальной стабильности и сплоченности, подрывая международную безопасность и сотрудничество.
Однако, мы собрались здесь сегодня не только чтобы обсудить растущую угрозу Исламофобии, а также чтобы добраться до корней этого феномена и понять его исторические и культурные основы. Исламофобия — это не только ненависть или страх, направленные против мусульман, но и идеологическая структура, которая формирует взгляд Запада на Восток и, как следствие, создает искаженные образы мусульман.
Основой этого подхода является работа Эдварда Саида «Ориентализм». Показывая, как Запад представляет Восток как «отсталый» и «опасный», Саид подчеркивает, что эти искажения состоят не только из академических и культурных представлений, но и отражают политические и экономические властные отношения. Этот подход направлен не на то, чтобы понять Восток, а на то, чтобы контролировать его.
Сегодня, эти искажения проявляют себя не только через академические дискуссии, но и в нашей повседневной жизни. Мы являемся свидетелями растущей интенсификации Исламофобии по всей Европе, Южной Азии и многих других частей мира.
Это, по словам Саида, современное изложение «Ориентализма», что является продолжением искаженных отношений к Востоку. Исламофобия — это не только индивидуальная ненависть или страх, это также геополитическая угроза. Этот феномен создает напряжения, конфликты и даже терроризм в международных отношениях и может продолжиться в будущем.
Я хотел бы подчеркнуть, что радикальные религиозные группы пытаются захватить тему Ислама, вызывая больше разногласий, чем единства в мусульманском мире.
Поэтому, я вижу роль таких светских стран, как Азербайджан, в борьбе с антимусульманской политикой. Мы не должны позволять радикальным группам монополизировать тему Исламофобии. Именно они являются проблемами, которые время от времени приводят к Исламофобии.
Благодарю Вас за внимание!